«Домострой» или капитализм?

Как свидетельствуют поступившие в «Интерфакс» данные опроса, проведенного в конце сентября Фондом «Общественное мнение», более 90% россиян считают ведение домашнего хозяйства обязанностью обоих супругов.

Так, только 4% респондентов убеждены, что ведение домашнего хозяйства является исключительной сферой ответственности жены, а 2% полагают, что этим должен заниматься муж.  Больше половины (52%) опрошенных сообщили, что в семьях большинства их знакомых оба супруга в равной мере занимаются домашним хозяйством, хотя каждый третий (33%) отметил, что основная тяжесть забот по дому ложится на жену.

На вопрос социологов об отношении к ситуации, когда супруга зарабатывает больше мужа, 81% участников опроса ответили, что, по их мнению, в этом ничего плохого нет и только 14% респондентов, или каждый седьмой, считают такое положение вещей ненормальным. При этом 6% респондентов сообщили, что в семьях большинства их знакомых жена зарабатывает больше мужа, 51% участников опроса отметили, что основным добытчиком является все-таки муж, 25% опрошенных отметили, что среди их знакомых оба супруга зарабатывают примерно одинаково.

Получается, что Россия, вопреки завываниям «социал-либералов», стремящихся подменить классовую пролетарскую повестку буржуазной (в том числе феминистской), не такая уж патриархальная страна, чтобы борьбу против, например, «неоплачиваемого домашнего труда женщин» выставлять чуть ли не приоритетной для рабочего класса.

Понятно, что патриархального и мракобесного хлама в России хватает. Это, однако, не дает никаких оснований строить рабочую политику на противостоянии, условно говоря, «Домострою», как это делает псевдо-левое охвостье либерализма (например, «Социалистическая альтернатива» – российское отделение одноименной международной организации).

В конечном счете, исторический «Домострой» сложился задолго до капитализма, и если общество эксплуатации и угнетения, каким является буржуазное общество, нередко подпитывает атавизмы средневекового мракобесия (в том числе в быту), то это означает только то, что бороться нужно именно с причиной живучести таких атавизмов – капиталистической эксплуатацией.