Принимаемые российскими властями меры социальной поддержки в пандемию, по расчетам Всемирного банка, возможно позволят по итогам 2020 года снизить уровень бедности в стране, но положение самых бедных россиян ухудшится, – пишет РБК.
Уровень бедности в России во втором квартале 2020 года вырос до 13,2% в сравнении с 12,3% в конце 2019 года, отметил Всемирный банк в новом выпуске доклада об экономике России. По итогам первого квартала бедность составляла 12,6%. Безработица в октябре 2020 года достигла 6,3%, тогда как в сентябре 2019-го составляла 4,5%, – сообщает Всемирный банк.
Снижение занятости и зарплат привело к сокращению среднего располагаемого дохода россиян, что сильно повлияло на структуру использования доходов и динамику бедности, говорится в докладе. Реальные располагаемые доходы (доходы минус обязательные платежи) во втором квартале снизились на 8,4%, а за третий — на 4,8%, что Всемирный банк назвал самым большим падением за многие годы.
К концу года бедность в стране может вырасти еще на процентный пункт, до 14,2%, допускает организация, но отмечает, что такого исхода Россия может избежать. Антикризисные решения государства по поддержке необеспеченных слоев российского населения, предположительно, позволят в полной мере компенсировать негативное влияние пандемии COVID-19 на уровень бедности и удержать над официальной чертой бедности до 3,8 миллионов россиян.
В то же время другие показатели бедности, например дефицит доходов малоимущих (сумма денежных доходов, которой бедным не хватает до прожиточного минимума), ухудшаются. «Численность бедных, по прогнозам, не растет, но бедное население в этом году становится беднее (исходя из среднего размера их доходов), чем те, кто находился за чертой бедности в прошлом году», — утверждает ВБ. По оценкам международных экспертов, средняя разница между прожиточным минимумом и доходами этой категории населения вырастет на 1,4% год к году.
Дело в том, что компенсационные меры по-разному повлияли на различные социально-демографические группы населения. Так, располагаемые доходы домохозяйств, состоящих из одного человека, пар с одним ребенком, снизились, а располагаемые доходы семей как минимум с двумя детьми, неполных семей и пенсионеров увеличились, следует из данных ВБ.
По оценкам РАНХиГС, наиболее уязвимыми категориями населения во время пандемического кризиса стали именно молодые работники до 30 лет, которые не имеют детей (поэтому большая часть мер на них не распространялась) и у которых нет достаточного опыта, чтобы найти работу.
Ухудшение условий на рынке труда особенно сильно ударило по неформальной занятости и трудовым мигрантам, – отмечает ВБ. Многие из трудовых мигрантов, особенно в таких отраслях, как строительство, розничная торговля, индустрия гостеприимства, потеряли работу и вернулись в свои страны или «застряли» в России, где условия жизни для них ухудшились, – констатирует Всемирный банк.