Такой вывод следует из опубликованного 22 декабря отчета Счетной палаты Российской Федерации по итогам анализа выполнения майских 2012 года указов президента Владимира Путина, которые предусматривали повышение оплаты труда в бюджетной сфере, в первую очередь медицинских работников и педагогов.
Хотя, по заключению Счётной палаты, «майские указы» формально и обеспечили рост оплаты труда в бюджетном секторе (в целом по экономике в 2012-2019 годах зарплата выросла в 1,8 раза, в образовании – в 1,95 раза, в области здравоохранения и социальных услуг – в 2,1 раза), социальная цена, которую пришлось заплатить за этот «рост», свидетельствуют о фактическом провале выполнения президентских указов.
Повышение оплаты труда, констатируют аудиторы Счётной палаты, сопровождалось масштабным сокращением численности сотрудников. Так, по данным Росстата, младшего медицинского персонала за 2013-2019 годы стало меньше на 61,3%, социальных работников – на 32,6%. Общая численность по всем предусмотренным указами категориям сократилась на 14,5 %.
В качестве еще одного инструмента повышения заработной платы использовалась так называемая «оптимизация» внутри бюджетных учреждений, когда работники из указных категорий переводились в другие категории, что дало возможность повышать заработную плату одним работникам за счёт сокращения другим.
При этом сама оптимизация кадров шла в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника – на 66,7%.
Указы реализовывались в условиях децентрализации оплаты труда в бюджетной сфере – с 2005 года на федеральном и региональном уровне применяются различные системы расчета и выплаты зарплат. В частности, регионы самостоятельно определяли размеры и условия оплаты труда подведомственных госучреждений. В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличаются в разы. Так, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае – 2 755 рублей. Как следствие, это привело к необоснованной дифференциации в размере окладов бюджетников, – приходят к выводу авторы отчёта.
Но даже эти кадровые манипуляции не помогли чиновникам подтянуть результаты до требований «майских указов».
«По 2019 году в целом ряде субъектов не были достигнуты нужные показатели, – констатирует аудитор Счётной палаты Сергей Штогрин. – Наибольшие проблемы отмечены в сегменте «младший медицинский персонал»: показатели не достигли 48 субъектов из 85. Еще один проблемный сегмент – «педагогические работники дошкольных образовательных учреждений»: показатели не достигнуты в 43 регионах». Всего, по данным Росстата, из 1020 региональных показателей (12 категорий бюджетных работников в 85 регионах) в 2019 году не были достигнуты 260.
В целом по Российской Федерации до обозначенного указами уровня поднялась средняя зарплата только по 5 из 12 категорий бюджетников. В первом полугодии 2020 года не достигнуты целевые значения по 4 категориям. По ряду категорий недостижение целевых показателей носит системный характер. Так, например, по младшему медперсоналу и социальным работникам они были достигнуты только однажды, подводит итог Счётная палата.