Сокращение дешёвой иностранной рабочей силы бьёт по прибылям российских капиталистов

Сокращение иностранной рабочей силы в 2020 году составило от 20 до 50% в разных регионах, сообщают «Известия» со ссылкой на МВД России. Максимальный отток зафиксирован в сфере услуг — 33,5%, деятельности домашних хозяйств — 28,6%, работ по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов — 25,8%, а также в строительстве — 22,2%.

Всего, по данным МВД, по состоянию на начало ноября трудовую деятельность в России осуществляли 1,798 миллиона иностранных граждан. В прошлом году их было 2,353 миллиона.

Согласно представленной 78 субъектами Российской Федерации информации, по состоянию на 1 декабря 2020 года в 51 регионе имеется потребность в иностранной рабочей силе. В первую очередь дефицит составляют рабочие из стран ближнего зарубежья — Узбекистана, Украины и Таджикистана.

В строительной сфере, пишет издание, нехватка иностранных рабочих по таким видам работ, как отделочные, возведение монолитных конструкций, а также благоустройство, составляет в некоторых регионах России до 50%. Проблема особенно актуальна для Дальнего Востока, Приволжского и Уральского федеральных округов.

Строительный капитал бьёт тревогу, поскольку недостаток мигрантов ведёт к росту стоимости рабочей силы (до 2–2,5 раз по признанию работодателей) и, соответственно, к росту себестоимости по всем видам работ (до 10%) и снижению объемов ввода жилья (до 30%).

При этом, несмотря на рост безработицы и сокращения, граждане России не соглашаются на те позиции, которые ранее занимали мигранты, поскольку предпочитают более престижную и высокооплачиваемую работу.

Как выяснил сервис SuperJob, подавляющее большинство рядовых сотрудников строительных компаний (81%) против ввоза трудовых мигрантов. С ними солидарна и большая часть населения, не занятая в строительстве, — 71%.

Россияне отмечают, что в последние годы из-за использования неквалифицированной иностранной рабочей силы строительная отрасль частично перешла в теневой сектор и перестала быть привлекательной для коренного населения. «Была бы достойная заработная плата, официальное трудоустройство, соответствующее отношение к рабочему классу, все были бы довольны и при работе», приводят «Известия» аргументы опрошенных аналитиками сервиса граждан.

Похожая ситуация наблюдается в сфере общепита, особенно его самого дешевого сегмента — фастфуда, где за последние пять лет компании на 90% заменили состав поваров, официантов и обслуживающего персонала на мигрантов, а также в клининговых и управляющих компаниях, которые рассчитывали себестоимость товаров и услуг, исходя из низкого фонда оплаты труда.