Личность Владимира Путина закономерно вызывает неоднозначное к себе отношение. Консервативная, патерналистски настроенная часть общества до сих пор питает иллюзии в отношении российского президента. Либеральная буржуазия и либеральствующая интеллигенция, в том числе её левый, псевдо-социалистический фланг, Путина ненавидят, главным образом за то, что тот перекрыл либералам доступ во власть. Коммунисты совершенно справедливо возлагают на главу правящего режима личную ответственность за развал отечественной экономики, превративший страну в сырьевой придаток империализма, монетизацию социальной сферы, массовое обнищание трудящихся и рост социального неравенства.
Однако именно для коммунистов, марксистов, важно не гипертрофировать роль российского президента в создании того чудовищного монстра, которым является нынешнее российское общество. В конечном счёте не Путин создал полуколониальный российский капитализм, а объективное положение страны в мировой экономической системе после развала СССР вызвало потребность у российской буржуазии в Путине.
В исторических масштабах социалистической революции верхушка правящего олигархического буржуазно-бюрократического режима во главе с президентом Путиным – это всего лишь незначительные чиновники на службе класса буржуазии, чиновники, каких было уже множество и каких, к сожалению, будет еще немало на пути революционного пролетариата. С этой точки зрения они принципиально ничем не отличаются от рядовых полицейских или налоговых инспекторов.
Не правящий режим и его чиновники, сами по себе, а буржуазное общество является врагом пролетариата. Конкретный характер правящего режима буржуазного государства имеет для рабочего класса не принципиальное, а техническое, только с точки зрения условий борьбы, значение.
Не «демонтаж путинского режима олигархического капитализма» и не «демонтаж путинской диктатуры», к чему призывают маскирующиеся под социалистов «лево»-либералы, а уничтожение любой формы капитализма, любой разновидности буржуазного режима, является задачей рабочего класса.
Борьба за демократию в условиях буржуазного государства тогда только является формой революционной борьбы, когда победа демократии одновременно означает победу социализма, а каждое частичное завоевание демократии является частью процесса завования рабочим классом политической власти. И наоборот, в том случае если такая борьба ведёт только к смене буржуазных режимов, если объективно укрепляет буржуазное государство, делает его механизм более гибким, эффективным и работоспособным, она является ничем иным, как одной из форм контрреволюции, под какими бы лозунгами не велась.
Распространено мнение, что демократический лозунг ценен не столько своим конкретным содержанием, сколько «мобилизационным характером», то есть способностью поднять на борьбу и объединить широкие массы трудящихся. Это опасное заблуждение, давно разоблаченное исторической практикой революционного пролетарского движения. Мнимая мобилизация трудящихся под лозунгами смены политического режима или его конкретных представителей мгновенно превращается в повальную демобилизацию, как только буржуазия меняет политический фасад своего классового господства. Одними из самых опасных последствий такой демобилизации являются разочарование рядовых пролетариев в необходимости революционной борьбы и возможности победы революции, идеологическая дезориентация пролетарских активистов, апатия, на годы, а то и на десятилетия выкашивающая ряды революционных борцов.
Что же касается собственно антипутинских лозунгов, то выдвинутые вне контекста пролетарской революции, такие лозунги способны лишь дезориентировать трудящихся, исказить подлинные классовые цели пролетарской борьбы, посеять популистские иллюзии относительно возможности решения коренных социальных проблем путем простой смены персоналий при сохранении самого буржуазного общества и государства.
Чиновник – цепной пес капиталиста. Глупо требовать от хозяина, чтобы он укоротил цепь, или поменял пса на другого, менее злобного, или выдрал у пса зубы, чтобы не кусался. Но в тысячу раз глупее требовать того же от самого пса. Каждый решает те задачи, которые ставит перед ним его классовое положение в обществе: буржуй грабит пролетария, чиновник сохраняет для буржуя награбленное. Задача же пролетариата – уничтожить само грабительское буржуазное общество.
Буржуазная государственная машина враждебна рабочему классу всегда, вне зависимости от того, какое конкретно имя выгравировано на шестеренках этой машины: Путина или какого-то иного капиталистического сатрапа – это не имеет для пролетариата ни малейшего значения.
Игорь Мартынов