Между двумя стульями

Arbeiterpolitik, 03.01.2021

«Что делать Германии? … Немецкие компании не могут обойтись без американского рынка, но Соединенные Штаты мгновенно вводят санкции, если им что-то не нравится … с другой стороны, мы не можем жить и без Китая, нам нужен китайский рынок ».

(Антон Бёрнер, президент Федеральной ассоциации оптовой, внешней торговли и услуг (BGA), в интервью FAZ, 3 августа 2020г.)

Члены Фонда науки и политики (SWP) и специалисты из их окружения видят семь тенденций, которые могут существенно повлиять на внутреннюю и внешнюю политику США в следующие пять-десять лет. Растущее социальное неравенство в американском обществе и, как следствие, усиление политического и социального антагонизма отражаются на позициях основных политических партий. «Самые «левые» республиканцы являются более «правыми», чем самые консервативные демократы, поэтому больше нет никакого дублирования». Это также отражается в политической поляризации между основными медиа-компаниями и платформами. «Иностранный зритель, который смотрит CNN утром и Fox News днем, может легко создать впечатление, что новости приходят из разных миров».

На международном уровне за последние четыре десятилетия возникли новые экономические и политические расклады, которые значительно ослабили США.

В период с 1980 по 2017 год валовой внутренний продукт Китайской Народной Республики увеличился примерно в 30 раз и составил примерно 10,2 триллиона долларов США, в то время как за тот же период ВВП ЕС-28 примерно удвоился (18,8 триллиона), а ВВП США утроился (17,4 триллиона).

Приоритет максимизации частной прибыли заставил США после Второй мировой войны осуществить структурные изменения экономики, точно так же, как и Великобританию: от экономики с промышленным преобладанием к экономике услуг. Это имело и имеет прямые последствия для рынка труда, то есть для наемных работников. Без ученой степени мало шансов найти хорошо оплачиваемую работу. А если у вас нет богатых родителей или вы не можете получить стипендию, остается единственный вариант – профинансировать свое образование с помощью банковской ссуды, которую вам затем придется выплачивать в течение многих лет – если вы найдете хорошо оплачиваемую работу.

Таким образом, правящий класс США находятся под давлением с двух сторон: из-за трудноразрешимого внутреннего социального разделения и усиления внешней конкуренции. Существует «дружественная» конкуренция со стороны экономики Европейского Союза (ЕС-27) с его 450 миллионами жителей и враждебная конкуренция со стороны КНР с его 1,4 миллиардами жителей (по состоянию на 2017 год). Конкуренция с Россией, которая была преобладающей во времена Советского Союза, сегодня играет второстепенную роль и по-прежнему только в военном аспекте (позиция ядерной державы), поскольку экономические отношения между двумя государствами никогда не были значимыми.

Европейские правящие классы не имеют властных амбиций в Тихом океане, они – после двух великих войн прошедшего столетия – в основном базируются на евразийском континенте и решают свои проблемы торговым и мирным путем. В отличие от европейских, правящие классы в США рассматривают Тихоокеанский регион как сферу своего влияния, которую они – вместе с более слабыми союзниками, такими как Япония, Австралия и Индия, – хотят защитить от растущей мощи Китая. США раздражает «нейтральная» позиция стран ЕС, буржуазия которых которых неплохо зарабатывают на подъеме этой страны. И эта ситуация сохранится, учитывая интересы обеих сторон. Изменится ли что-нибудь в этом раскладе, если, например, возрастет напряженность в отношениях между США и Китаем? Существует ли опасность войны? Такие ситуации легко спровоцировать – например, военно-морскими маневрами США в Южно-Китайском море или расширение военного взаимодействия США с Тайванем. Как в этом случае будут реагировать европейские, японские, австралийские союзники? Оставит ли Россия КНР один на один с США и их созниками? Впрочем, на данный момент такая ситуация маловероятна.

Способность правящих классов Северной Америки применять санкции против Китая уменьшилась в связи с деиндустриализацией США. Цепочки поставок, от которых зависит экономика США, не могут быть восстановлены в США на конкурентных условиях, и ЕС-27 не станет альтернативным торговым партнером.

Для значительной части немецкой буржуазии, по словам президента ассоциации Антона Бёрнера, процитированным в начале статьи, вывод таков: «Мы должны проводить политику лавирования, чтобы ни с кем не ссориться».