Цены на продовольственные товары в новом году продолжили рост. По данным Росстата, за последний месяц в России сильнее всего выросли цены на овощи. Помидоры подорожали на 13,7%, морковь – на 7,6%, картофель – на 6,7%, огурцы – на 5,2%, лук – на 4,8%. Пшеничная мука с 19 по 25 января подорожала на 0,6%, а с начала года – на 1,3%, несмотря на попытки властей сдержать цены путем ограничения экспорта пшеницы. Хлеб из ржаной и ржано-пшеничной муки в январе подорожал на 0,7%, макароны – на 0,8%.
В отдельных регионах дорожает даже сахар-песок, на который распространяется декабрьское соглашение правительства России с торговыми сетями и товаропроизводителями об ограничении цен. В 16-ти субъектах Российской Федерации цены на сахар выросли на 0,1-0,8%, а в четырех – на 0,9-4,3%. В целом с начала года потребительские цены поднялись на 0,8%. К контролю за ценами подключены прокуратура, налоговая служба и другие ведомства.
Между тем, счетная палата Российской Федерации, возглавляемая одним из представителей либерального крыла правящего режима Алексеем Кудриным, заявила о «системных рисках возникновения дефицита товаров, которые попали под регулирование цен». Об этом говорится в докладе «Экономический мониторинг 13.01.2021-20.01.2021», который опубликовала Счетная палата.
«Стоит подчеркнуть, что административное ограничение роста цен на базовые продукты является шагом, направленным на поддержание низкодоходных групп населения, у которых высока доля расходов на питание. В то же время такой шаг несет в себе системные риски. Во-первых, это вероятность возникновения дефицита товаров, попавших под ценовые ограничения», – отмечается в материалах Счетной палаты.
Производителям может быть не выгодно продавать свою продукцию по установленным ценам, а предложенной компенсации будет недостаточно, чтобы покрыть упущенную прибыль. В связи с этим производители могут перенаправлять товарные потоки на экспорт или на склад в ожидании отмены заморозки цен, поясняют авторы.
«Кроме того, существует вероятность возникновения ажиотажного спроса на товары по сниженным ценам, что спровоцирует дефицит и будет побуждать торговые сети и производителей поднимать цены, вопреки взятым на себя обязательствам. Во-вторых, после отмены ограничений есть риск того, что цены вернутся к росту ускоренными темпами», – предупреждают в Счетной палате.
Таким образом, стратегия саботажа торговым капиталом популистских мер российских властей, принятых в целях снижения социальной напряжённости накануне предстоящих в этом году парламентских выборов, понятна. Это создание искусственного дефицита путем снижения товарных потоков в розничный оборот или их перенаправления на экспорт. К этому можно добавить сокращение издержек на производство продукции за счёт снижения заработной платы работников.
Требование установить государственный контроль за ценообразованием, включая меры по ограничению роста цен на продовольственные товары, относится к так называемым «переходным требованиям» рабочего класса, поскольку развернутая реализация таких мер в условиях буржуазного общества ставит под вопрос само существование этого общества.
В данном случае последовательное выполнение требования государственного контроля за ценами на продовольствие и другие товары первой необходимости ставит на повестку дня выдвижение рабочим классом требований о национализации крупных торговых сетей, введения государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, а также дальнейшего повышение минимального размера оплаты труда.
Поддержка любых мер, вынужденно принимаемых буржуазным государством по ограничению капиталистического беспредела, является частью рабочей политики. Более того, именно трудящиеся должны инициировать принятие таких мер, настаивая на их последовательном проведении. Однако при этом необходимо помнить, что все эти меры носят вынужденный характер и сворачиваются властями как только отпадает непосредственная угроза социального взрыва.