Более двух третей (68%) работающих россиян считают себя трудоголиками, – показал опрос, проведенный исследовательским центром портала SuperJob в конце января этого года. Причем среди молодёжи в возрасте до 24 лет таких оказалось три четверти (74%), а российские женщины в большей мере склонны считать себя трудоголиками, чем мужчины, – 72% и 63% респондентов соответственно.
Хотя результаты исследования свидетельствуют, что чем выше уровень доходов, тем больше желания отдавать работе максимальное количество своего времени (среди опрошенных, имеющих доход более 80 тысяч рублей в месяц, таких респондентов оказалось 71%, среди тех, кто зарабатывает менее 30 тысяч рублей ежемесячно – 62%), эта зависимость не является определяющей.
Вместе с тем, почти каждый третий работающий россиянин (32%) не считает себя трудоголиком, а среди сограждан в возрасте 45 лет и старше таких респондентов ещё больше – 38%. Последнее, скорее всего, объясняется не столько возрастным снижением активности, сколько приходящим с годами пониманием того, что сколько не «паши на дядю», богаче и успешнее не станешь.
Но самое интересное, что работодатели, как показал опрос, мыслят куда более рационально, чем их работники, готовые, захлебываясь от энтузиазма, приумножать прибыли капиталистов.Так, только треть работодателей (32%) полагают, что сотрудники компании должны быть трудоголиками, обратной же точки зрения придерживаются больше половины представителей руководства компаний (53%). Можно даже констатировать, что капиталисты в данном случае оказались в большей степени марксистами, чем потенциальные могильщики капитализма – пролетарии.
«Царство свободы, – писал Карл Маркс, – начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства. Как первобытный человек, чтобы удовлетворять свои потребности, чтобы сохранять и воспроизводить свою жизнь, должен бороться с природой, так должен бороться и цивилизованный человек, должен во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. С развитием человека расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширяются его потребности; но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для их удовлетворения. Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Но тем не менее это всё же остаётся царством необходимости. По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своём базисе. Сокращение рабочего дня – основное условие».
Одним словом, не «освобождение труда» является целью рабочего класса. Любой труд продиктованный внешней необходимостью, свободным быть не может. Историческая цель рабочего класса – уничтожение самого труда и замена его свободным творчеством. И кто не понял этого, тот не понял самой сути марксизма.
«В капиталистическом обществе – развивал мысли своего тестя Поль Лафарг, – труд есть причина духовного вырождения и физического уродства». «Когда бы рабочий класс, – мечтал более ста лет назад французский социалист, – вырвав из своего сердца порок, который им овладел и унижает его, поднялся со всей своей могучей силой, не для того, чтобы требовать прав человека, которые в действительности – только права капиталистической эксплуатации, и не для того, чтобы требовать права на труд, которое есть только право на нищету, а для того, чтобы выковать железный закон, запрещающий человеку работать более 3 часов в сутки, – тогда старая земля, дрожа от радости, почувствовала бы, как в ней зарождается новый мир… Но как ждать от пролетариата, испорченного капиталистической моралью, мужественного решения?».
Действительно, как? Капиталистическая мораль навязывает трудящимся поведенческие стереотипы, формирующие в том числе и трудоголиков, которые, хотят они того или нет, становятся штрейкбрехерами на службе у эксплуататоров. Значит, нужно освободиться от власти буржуазных стереотипов, осознав, наконец, что ничья собственность не стоит для своего преумножения сил, энергии и энтузиазма трудящихся, пока она не станет собственностью самих трудящихся.
Игорь Мартынов