По меньшей мере 1,2 миллионов строителей не хватает на данный момент в России, сообщил во вторник, 9 марта, журналистам министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин на Российской строительной неделе. Такую информацию предоставило Информационное агентство ТАСС. Как отметил Файзуллин, «большое число строителей, которые приехали из ближнего зарубежья, в связи с коронавирусом вынуждены были выехать». «В ручном управлении мы завозим строителей, но массовый механизм пока отрабатывается, чтобы обеспечить ввоз. Нам еще как минимум 1,2 миллионов нужно возместить на стройках», – сказал министр.
Несмотря на то, что только официальное количество безработных в стране превышает 4,5 миллиона человек, российские граждане не спешат заполнить строительные рабочие вакансии, поскольку считают их непривлекательными по соотношению зарплата – условия труда и предпочитают более престижную и высокооплачиваемую работу. В связи с этим российские девелоперы остро нуждаются в завозе в страну более дешёвой и непритязательной рабочей силы, главным образом из стран Центральной Азии. Президент России Владимир Путин уже поручил правительству упростить привлечение трудовых мигрантов на стройки с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
В то же время, как следует из февральского опроса «Левада-центра», 15% россиян считают наплыв мигрантов одной из проблем, стоящих перед страной. Определенную роль в формировании такого отношении к приезжим играет тот факт, что гастарбайтеры, соглашаясь на условия труда, неприемлемые для россиян, по-существу выполняют функции штрейкбрехеров.
Как выяснил ранее сервис SuperJob, подавляющее большинство рядовых сотрудников строительных компаний (81%) против ввоза трудовых мигрантов. С ними солидарна и большая часть населения, не занятая в строительстве, — 71%. Россияне отмечают, что в последние годы из-за использования неквалифицированной иностранной рабочей силы строительная отрасль частично перешла в теневой сектор и перестала быть привлекательной для коренного населения.
Похожая ситуация наблюдается в сфере общепита, особенно его самого дешевого сегмента — фастфуда, где за последние пять лет компании на 90% заменили состав поваров, официантов и обслуживающего персонала на мигрантов, а также в клининговых и управляющих компаниях, которые рассчитывали себестоимость товаров и услуг, исходя из низкого фонда оплаты труда.