23 апреля Банк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у очередной кредитной организации – пермского банка «Профессиональный инвестиционный банк». Неделей ранее в один день потеряли лицензии сразу два банка – московский «Интерпромбанк» и екатеринбургский банк «Нейва». С начала года Центробанк отозвал лицензии уже у 16 банков. Это столько же, сколько за весь 2020 год. Эксперты говорят о новом витке «зачистки» банковского сектора.
Принято считать (и в этом нас упорно пытаются убедить чиновники Центробанка), что в отзыве лицензий виноваты сами кредитные организации, осуществляющие рискованные финансовые операции и допускающие снижение размера собственного капитала. Однако это далеко не так. Как пишет издание «Коммерсант», самыми частыми причинами отзыва лицензий с 2019 года являлись нарушения так называемого «антиотмывочного» законодательства и проведение непрозрачных «схемных» операций для искусственного поддержания активов, то есть не столько экономические, сколько предположительно криминальные основания, дать объективую оценку которым со стороны практически невозможно.
Так, всего с начала 2019 года по инициативе главного финансового регулятора с рынка банковских услуг ушли 97 кредитных организаций. Из них по причине нарушения «антиотмывочного» законодательства – 29 банков; проведения непрозрачных «схемных» операций» — 28; потери капитала или нарушения регуляторных нормативов — 18, вывода активов — 6. Нередко Центробанк отзывал лицензии по нескольким основаниям.
При этом в силу чрезвычайной закрытости Банка России, проверить правомерность претензий чиновников к кредитным организациям не представляется возможным, как не представляется возможным установить, кому и по какой цене достались активы ликвидированных банков.
Однако не вызывает никаких сомнений, что главной причиной «зачистки» банковского сектора России является перераспределение ресурсов на финансовых рынках страны в пользу господствующей в стране государственно-капиталистической олигархии. А сам Банк России выступает в роли орудия государственного рэкета, использующего свои закреплённые в законодательстве полномочия для экономического бандитизма.
Впрочем, для простых трудящихся разборки внутри капиталистического класса значения не имеют. Важно другое. Отзыв банковских лицензий сопровождается частичной, а иногда и полной экспроприацией вкладов населения и средств на счетах юридических лиц, а попросту говоря, ограблением трудящихся, поскольку оборотные денежные средства организаций включают в себя, помимо прочего, также и невыплаченную заработную плату работников.
По этой причине одним из направлений рабочей политики должно стать требование не частичного (только в размере застрахованной части), а полного возврата всей суммы депозитов и вкладов трудящимся в случае отзыва лицензии у коммерческого банка, а также той части депозитов юридических лиц и предпринимателей, которые представляют собой невыплаченную заработную плату. Конфискованные по результатам отзыва лицензий активы коммерческих банков должны не перетекать в карманы олигархов, а использоваться для обеспечения возврата средств простых вкладчиков.
Игорь Мартынов