Спираль инфляции продолжает раскручиваться в российской экономике, несмотря на попытки правительства «заморозить» цены и переход Центрального банка к ужесточению денежно-кредитной политики, – пишет издание Finanz. В то время как власти официально и негласно запрещают розничным сетям повышать ценники хотя бы до сентябрьских думских выборов, на уровне производителей и компаний оптовой торговли инфляция берет новые высоты.
Инфляционные ожидания российского бизнеса достигли максимума с 2008 года, показал опрос Банка России, в котором участвовали более 11 тысяч компаний из всех ключевых отраслей экономики, включая как крупный, так и малый бизнес. Сезонно скорректированный индекс ценовых ожиданий предприятий на 3 месяца вперед в конце апреля достиг 26,68% – на столько число респондентов, ожидающих дальнейшего роста цен превысило число тех, кто ждет стабилизации или замедления инфляции. В обрабатывающей промышленности этот же показатель достиг 27,09% и стал рекордным с 2008 года. Индекс инфляционных ожиданий компаний оптовой торговли взлетел до 43,89% – максимума почти за 18 лет.
Индекс цен на сырье и материалы держится выше отметки 70 пунктов уже почти полгода, чего статистика не видела ни разу с глобального финансового кризиса 2008 года, – отмечает издание. Свои расходы производители перекладывают на контрагентов, повышая отпускные цены: в апреле и мае их рост стал самым резким с февраля 2015 года. По данным Росстата, в апреле индекс цен производителей в 5 раз опережал потребительскую инфляцию: 27,6% против 5,6%. Без учета цен на сырье промышленные предприятия подняли цены на свою продукцию на 21,1%. На 16% дороже стали товары пищевой промышленности, на 18,8% – металлопродукция, на 29,3% взлетели отгрузочные цены в химической промышленности.
На уровне потребителей инфляция в мае вновь ускорилась: исходя из недельных данных Росстата она превышает 5,8% и находится вблизи нового рекорда с 2016 года. Предсказать в этих условиях предстоящий кратный рост потребительских цен несложно. Первый звонок уже прозвенел. Министерство промышленности и торговли России обратилось к ритейлерам с просьбой повысить закупочные цены на яйца, чтобы не допустить дефицита этого товара, которым угрожают производители, ссылаясь на рост издержек производства. Однако пойти навстречу просьбам чиновников означает для торгового капитала либо поступиться частью реализованной наценки, то есть прибылью, что практически маловероятно, либо вновь повысить розничные цены на яйца до уровня конца апреля – начала мая текущего года.
Выдержит ли покупательская способность населения потребительскую гиперинфляцию или Россию ждёт классический кризис перепроизводства со всеми вытекающими для экономики и трудящихся катастрофическими последствиями? Всё говорит в пользу второго варианта.