Миллиардер Олег Дерипаска в крайне нервной форме отреагировал на решение Банка России повысить ключевую ставку до уровня прошлой весны. Об этом бизнесмен написал в своем Telegram-канале. «Безумие с ключевой ставкой и укреплением рубля продолжается. Я так понял, лоббисты carry-tradings (спекуляции на валютном рынке – РП) сильнее, чем простые россияне, в нашей политике», – написал олигарх.
11 июня Совет директоров Банка России поднял учетную ставку на 0,5 п.п., до 5,5%, вернув её на уровень годовой давности. Причиной стал резкий рост инфляции, превысившей 6% в годовом выражении.
Незадолго до заседания Банка России предприниматель опубликовал еще один пост, в котором вновь высказался против политики повышения ставок. «Цены подскочили больше, чем прогнозировалось, что подстегнуло месячный рост инфляции во всем мире. Но инфляция сейчас неизбежна. Это нужно принять как данность этого пришпоренного за счет стимулов этапа развития мировой экономики. Нам никак нельзя ради мифической доктрины стабильности прошлого века останавливать рост российской экономики», – утверждал Дерипаска.
Понятно, что Дерипаске с его миллиардами инфляция не страшна. В отличие от российских трудящихся и пенсионеров, ежедневно с ужасом наблюдающих за изменениями в магазинных ценниках. Компрадорам (то есть тем самым «простым россиянам» из поста Дерипаски), получающим прибыль от экспорта сырья и продукции первого передела, нужен такой курс рубля, который бы минимизировал их расходы на внутренним рынке и максимизировал доходы на международном, то есть, проще говоря, – слабый рубль. Тем более, что в мире цены на металл, экспортом которого занимается в том числе сам Дерипаска, растут, с лихвой компенсируя внутренние затраты. Поэтому политика частичного и временного укрепления национальной валюты, проводимая государством, вызывает недовольство определенных кругов бизнеса, функцию рупора которых взял на себя Дерипаска.
Естественно, что подорожание национальной валюты негативно скажется и на прибылях «государственных» корпораций, занимающихся добычей и экспортом углеводородов, а значит и на доходной части бюджета страны. Однако сегодня, накануне выборов в Государственную думу, для правящего режима важнее социальная стабильность. А рубль всегда можно будет опустить обратно, что скорее всего и будет сделано по окончании электорального процесса.
Что касается настоящих, а не дерипасковских, простых россиян, то есть миллионов трудящихся (которые, вопреки утверждению олигарха, в политике вообще не представлены), то им, несомненно, в сегодняшних условиях более выгоден дорогой рубль, поскольку российская экономика остаётся крайне импортозависимой, и значительная доля ввозимого из-за рубежа приходится на товары (или оказывает доминирующее влияние на их себестоимость) непосредственно приобретаемые гражданами: продукты питания, медикаменты, бытовая техника и т.д.
Буржуазное государство, как известно, выражает общие классовые интересы буржуазии, а потому может входить в противоречия с отдельными представителями капиталистического класса и даже целыми его секторами. Однако такие временные и частичные противоречия вовсе не означают, что капиталистическое государство способно ограничить алчность буржуазии и стать на сторону простых трудящихся. Государственный аппарат был и остаётся орудием в руках эксплуататоров и, следовательно, врагом рабочего класса, невзирая ни на какие тактические маневры чиновников.