В 3 из 4 российских компаний (76%) возможность перехода на 4-дневную рабочую неделю даже не обсуждалась, еще 12% работодателей признались, что думали об этом, но сочли переход на такой режим работы недопустимым, – следует из опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob. К тому, что 4-дневная неделя не исключена, пришли в результате обсуждения только в 5% компаний. В 1% организаций такой режим работы уже введен, а 3% работодателей сообщили, что вводили сокращенную рабочую неделю, однако в итоге вернулись к 5-дневке.
Как отмечается в исследовании, в феврале текущего года, когда SuperJob проводил аналогичное исследование, об уже свершившемся переходе на 4-дневку сообщало больше организаций, чем сейчас (4% против 1%). Компаний, вводивших такой режим, но вернувшихся к 5-дневке, стало больше (с 1% до 3%). О том, что 4-дневная неделя для них недопустима, в настоящее время работодатели говорят чаще, чем 5 месяцев назад (12% против 9%).
Среди наемных работников идея 4-дневной рабочей недели гораздо более популярна, чем у работодателей. По данным SuperJob, её введение сегодня поддерживают 44% экономически активных россиян. Против выступают 34% опрошенных, их основной довод — вероятное падение доходов. 63% опрошенных убеждены, что смогли бы за 4 рабочих дня выполнить примерно такой же объем работы, как за стандартную 5-дневную неделю, хотя каждый четвертый (24%) признается, что не справится со своим функционалом за 4 дня вместо обычных пяти.
Сокращение рабочей недели чаще всего одобряет молодежь до 34 лет (52%) и женщины (48% против 40% среди мужчин). За 3 месяца с момента проведения аналогичного опроса SuperJob, число россиян, приветствующих введение 4-дневной рабочей недели, несколько выросло (с 39% до 44%). Тех, кто уверен в своей способности выполнить свой объем работы за 4 дня вместо пяти, намного больше среди россиян до 34 лет (77%).
Сокращение рабочего времени – одно из главных исторических требований рабочего класса. Как писал Маркс, сокращение рабочего дня является «основным условием развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинным царством свободы». Однако сокращение рабочего времени в условиях капитализма, в частности переход на 4-дневную рабочую неделю, при сохранении прежнего объема работы фактически означает усиление эксплуатации трудящихся. По этой причине сокращение рабочей недели может быть поддержано рабочим классом только при условии пропорционального уменьшения объема работ с сохранением прежнего объема фонда оплаты труда.