Верховный суд России постановил, что работники могут добиться от работодателя выплаты зарплаты, даже если между ними не был заключен трудовой договор. Об этом сообщает РИА Новости. Как отмечается в проекте постановления пленума Верховного суда, если гражданин начал работать без оформления трудового договора, то доказательством его деятельности могут быть различные предметы. Это оформленный пропуск, журнал регистрации, график работы, ведомости о выдаче денежных средств, аудио- и видеозаписи и другие вещи.
Другим способом доказать наличие трудовых отношений при отсутствии трудового договора может стать предоставление переписки работодателя и сотрудника. В том числе по электронной почте. Должны учитываться и «объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания лица, фактически допущенного к работе, и свидетелей».
Верховный суд также напомнил, что заключение письменного трудового договора является обязанностью работодателя. Если россиянин приступил к работе без соответствующего документа, его обязаны составить в течение трех дней. В случае нарушения этого положения работодатель наказывается штрафом от 100 тысяч рублей.
В общем, постановление Верховного суда, несколько ограничивающее произвол работодателей, стремящихся уклониться от заключения трудового договора с работником, может создать впечатление, что сегодняшнее российское государство является неким «справедливым арбитром», восстанавливающим социальную справедливость и защищающим интересы трудящихся.
Однако такое впечатление иллюзорно. Чиновники буржуазного государства, включая и тех, что носят судебные мантии, в принципе не предназначены для того, чтобы защищать наемных работников, хотя и могут время от времени вступать в ограниченный конфликт с отдельными капиталистами.
Дело в том, что государственная бюрократия является профессиональной группой, в задачу которой входит обеспечить буржуазии оптимальные условия для эксплуатации рабочего класса, то есть для извлечения капиталистической прибыли. Буржуазное государство защищает конкретного капиталиста только тогда, когда интересы последнего не противоречат общим интересам капиталистического класса. В противном случае государство карает нарушителя, причем подчас довольно жестко.
Чиновники приставлены следить, в том числе, за соблюдением конкретным капиталистом общих «правил игры», которые в данном случае предписывают грабить рабочих «цивилизованно», «по закону», используя экономические, рыночные методы, а не примитивно «кидать» работяг, рискуя вызвать социальный взрыв, способный пошатнуть или даже обрушить всю капиталистическую систему эксплуатации.
Объем «заботы» буржуазного государства об интересах трудового народа всегда заключен в границы интересов класса буржуазии. Как только требования трудящихся переходят эти границы, аппарат буржуазного государства естественным образом обрушивает репрессии на работников.
Чего панически боится государственная бюрократия, так это самостоятельной борьбы трудящихся, независимой мобилизации рабочего класса, роста классового самосознания пролетариата, его уверенности в своих силах и способности эффективно бороться против эксплуатации.
Именно поэтому чиновники стремятся работать на опережение, по-возможности ограничивая беспредел буржуев и одновременно беспощадно пресекая все попытки наемных работников реализовать способы самозащиты трудовых прав, в том числе и предусмотренные буржуазным трудовым законодательством.