Пока человек работает на капиталиста, он остаётся наемным рабом, и прекращает быть таковым, как только отказывается от труда, увеличивающего капиталистическую прибыль. Это аксиома, вытекающая из экономического учения Маркса. Проблема в следствиях из этой аксиомы. Что надо понимать под «отказом от труда»? Социалистическую революцию с обобществлением средств производства и ликвидацией наемного труда в принципе? Забастовку? Производственный саботаж? Или может быть купленный больничный лист? Тут всё зависит от конкретной ситуации и от готовности работников использовать те или иные средства отказа от капиталистического труда, то есть по сути методы классовой борьбы.
Как писал итальянский марксист (точнее, когда он ещё был марксистом) Антонио Негри: «Между борьбой за заработную плату, отказом от труда, присвоением собственности капиталистов и борьбой за власть проходит непрерывная линия, которую марксистская наука учит нас видеть уже в структуре заработной платы. Материальность отказа рабочих от труда значительнее всех эрудированных попыток обозначить её каноны в литературной форме. Коммунистическое содержание программы начинает выражаться с низшей ступени рабочего поведения, как-то прогулы, саботаж, индивидуальное и групповое присвоение и т.д. Политическое обобщение этих форм поведения происходит не посредством проповедей, а напротив, полностью содержится в политических потребностях рабочего класса. Рабочий класс никогда так полно не раскрывает того, чем он является на самом деле, как тогда, когда отказывается продавать себя как рабочую силу и принять капиталистическую организацию труда. В такие моменты рабочий класс немедленно обнаруживает себя как политический класс. Он начинает переживать собственный опыт уничтожения труда и всех средств господства, связанных с трудом. Преемственность между спонтанными и политическими формами поведения определяется уже не просто логической необходимостью теории, а всем опытом практики движения».
Всё верно. Правда, в вышеприведённом тексте Негри не упомянута ещё одна такая, наверное одна из самых примитивных спонтанных форм отказа от труда, как опоздание на работу. Тем не менее стоит остановиться и на этой форме.
Капитал, как известно, порабощает пролетариев не только материально, заставляя их ради выживания работать на преумножение капиталистической прибыли, но и духовно, в том числе навязывая поведенческие стереотипы по отношению к работе. Мало кто не испытывал, даже в незначительной степени, чувства вины перед начальником за своё опоздание на работу. А зря. Такое чувство является элементом рабской психологии, культивируемой буржуазией. И его нужно в себе давить.
В этом отношении радует то, что далеко не все российские трудящиеся безоговорочно поддаются на идеологические уловки хозяев и всё-таки опаздывают на работу, сами того не подозревая стихийно вовлекаясь в классовую борьбу.
Как показывают результаты социологических опросов, как минимум 23% россиян время от времени позволяют себе сокращать таким образом своё рабочее время: 3% несколько раз в неделю, 5% – несколько раз в месяц, 15% – несколько раз в год. Причем молодежь опаздывает на работу чаще старше старшего поколения. В возрастной группе до 34 лет процент тех, кто никогда не опаздывает на работу (64%) ниже среднего (72%), а доля время от времени опаздывающих – выше: 8% несколько раз в неделю, 7% – несколько раз в месяц, 19% – несколько раз в год. Конечно, с одной стороны это объяснимо: капиталистический быт с годами затягивает всё глубже и глубже. Но, с другой стороны, всё же позволяет надеяться, что будущие поколения российских трудящихся станут менее конформистскими (и соответственно более революционными), чем прошлые и нынешние. А это главное условие победоносной классовой борьбы и социализма.