Революции умирают в тот момент, когда трудящихся выстраивают в шеренги и заставляют приветствовать наркомов

Не существует прибора, позволяющего измерить соответствие политической надстройки экономическому базису. Такое соответствие может подтвердить или опровергнуть только общественная практика, то есть сознательная деятельность самих людей. Базис определяет надстройку, но и надстройка оказывает обратное воздействие на базис, изменяя его, а соответственно и себя. Без целенаправленной деятельности по формированию коммунистической личности не будет ни коммунистического базиса, ни коммунистической надстройки. История не делается сама по себе, её делают люди, то есть индивидуумы, личности.

Однако сформировать коммунистический тип личности невозможно методами, унаследованными от эксплуататорского общества. Капитализм, по словам Розы Люксембург, фабричной и армейской дисциплиной, всей системой буржуазной государственной и корпоративной бюрократии, всем механизмом централизованного буржуазного государства насаждает «регламентированную покорность угнетенного класса», которая должна быть «искоренена до последнего корня своих старых привычек, послушания и раболепия», чтобы поднять рабочий класс до уровня сознательного субъекта революционного преобразования общества.

В противном случае сформированная капитализмом психология трудящихся раз за разом будет воспроизводиться в общественных институтах строящегося социалистического общества и в качестве обратного воздействия надстройки на базис станет не только препятствием в строительстве, но и силой, разрушающей уже построенное.

В самом деле, какая разница рабочему, чьи приказы выполнять: капиталиста или директора государственного «социалистического» предприятия? Какая разница для рядового военнослужащего, перед кем вытягиваться во фрунт: перед «красным командиром» или перед профессиональным наемником на службе у буржуазного государства? Какая для трудящихся разница, как именуется глава государственного аппарата: царём, президентом или генеральным секретарем ЦК, а его чиновники – боярами, министрами или народными комиссарами? В любом случае общество по-прежнему делится на «господ», монопольно издающих приказы, и «холопов», эти приказы покорно исполняющих. Ради чего рабочим ценить и защищать такое общество?

Именно на этом споткнулся Советский Союз, и именно этого коммунисты должны избежать в будущем.