Наверное, не будет преувеличением сказать, что по всему миру левые, особенно их радикальная часть, делают ставку на молодежь, порой не меньшую, чем на свой традиционный базис – рабочий класс. Даже устойчивое сочетание «рабочие и молодежь» стало общим местом не только для левой пропаганды и агитации, но и для программ различных коммунистических и социалистических партий. Призывы к забастовкам в университетах и даже школах звучат подчас гораздо громче призывов к аналогичным акциям на предприятиях.
Понятно, что молодые люди отягощены финансовыми и бытовыми проблемами в меньшей степени, чем их родители, а потому и более легки на подъем. Впрочем, молодость, как известно, быстро проходит, и вчерашние бунтари по общему правилу в основной своей массе пополняют ряды зрелых консерваторов. Но, отвлекаясь от того, насколько опасны для капитала забастовки студентов и школьников, можно поставить вопрос шире: а насколько вообще революционна молодежь, не является ли такое представление мифом, основанным на импрессионистском восприятии отдельных молодежных акций, вроде знаменитого «красного мая» 1968 года.
В связи с эти представляют интерес результаты опроса, проведенного в рамках Дня молодежи Всероссийским студенческим проектом «Твой Ход» и VK Education, о котором сообщает РИА Новости. Результаты опроса показали, что для подавляющего большинства молодежи – 96% важно достижение успеха, а 89% прилагают активные усилия, чтобы реализовать себя в личной жизни и карьере. При этом половина опрошенных (48%) активно делятся своими успехами в социальных сетях. В топ-5 основных критериев, определяющих успех, молодые люди включили такие традиционные для капитализма ценности, как финансовое благополучие (67%), карьерные достижения (60%), баланс между профессиональной и личной жизнью (55%), наличие высшего образования и высокий профессионализм (53%), а также пользу обществу от своей деятельности (51%).
Так что ничего необычного, отклоняющегося от буржуазной парадигмы, а тем более революционного, молодежь, по крайней мере российская, не демонстрирует. Мечты юных россиян вполне можно охарактеризовать как консерватизм в проекте. И даже если суровая реальность поставит перед молодежью такие преграды, которые заставят её политизироваться, вряд ли такая политизация будет коммунистической. Скорее всего, её вектор по-прежнему останется буржуазно-либеральным или, в самом «лучшем» случае, социал-либеральным.