По итогам 2022 года молодые семьи в России снизили потребление всех основных групп пищевых продуктов – в диапазоне от минус 8% до минус 22% по сравнению с 2021 годом, – пишет РБК со ссылкой на бюллетень Росстата «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах Российской Федерации». Под молодыми семьями статслужба понимает семьи, где возраст каждого из супругов не превышает 35 лет.
Наиболее сильно молодые семьи сократили потребление молока и молочных продуктов – на 22% по сравнению с 2021 годом. На 19% снизилось количество фруктов и ягод, а также растительного масла и других жиров. На 17% меньше молодые семьи стали потреблять рыбы и рыбных продуктов, на 15% снизилось потребление хлеба, на 14% – сахара и кондитерских изделий, на 12% – яиц. Самое скромное сокращение было зафиксировано в потреблении картофеля (минус 8%), а также овощей и бахчевых (минус 9%). Как отмечает Росстат, даже в пандемийном 2020 году молодые семьи не снижали потребление всех категорий еды: по данным статслужбы, в тот период в их рационе стало больше молока и яиц (+6 и 4% соответственно), а снижение потребления рыбы, фруктов и сахара не превысило планку в 1% по сравнению с докризисным 2019 годом.
Несмотря на сокращение потребления еды в натуральном выражении, в денежной форме затраты молодых семей на питание не снизились, следует из данных Росстата. Так, доля их трат на продукты в общем объеме потребительских расходов за год выросла сразу на 5,4 п.п. и достигла 29,3%. Больше всего молодые семьи нарастили вес мяса (на 1,3 п.п.) и молока (на 1 п.п.) в структуре потребительских расходов.
Другой категорией населения, которая тоже снизила потребление еды в 2022 году, стали неполные семьи. Их рацион был урезан по всем категориям, кроме овощей и бахчевых, – их количество осталось примерно на уровне предыдущего года. Сокращение других позиций было менее глубоким, чем у молодых семей, и находилось в диапазоне 1-4%.