Было ли советское общество социалистическим?

Из статьи «Что остаётся?», «Рабочая политика» (Германия), № 1, 2018 год.

Советский Союз был первой социалистической страной в мире. В противостоянии с империалистическим блоком советское общество являлось принципиально прогрессивным фактором мировой политики. Несмотря на все исторические недостатки, от советского социализма осталось гораздо больше, чем успешная «диктатура развития», а именно беспрецедентное цивилизационное достижение людей в сфере их влияния, а косвенно и в той части мира, которая осталась капиталистической. Это была первая попытка человечества найти выход из капитализма в больших масштабах. Для нас важно сделать правильные выводы из анализа истории для разработки актуальной антикапиталистическое стратегии.

Был ли СССР социалистическим? Для ответа на этот вопрос мы используем критерии, разработанные в ходе обсуждения Коммунистической партии Германии (Оппозиция), в той версии, которую дал им Август Тальгеймер в своей работе «Основы оценки Советского Союза» (1946г.):

1. Социалистическая экономика есть в целом плановая экономика.

2. Социалистическое производство осуществляется непосредственно для удовлетворения потребностей, а не для извлечения прибыли. При социализме накапливается не капитал, а средства производства и сырье, производимые, присваиваемые и совместно используемые производителями во все возрастающих масштабах.

3. Тенденция капитализма к понижению уровня жизни рабочего класса, непосредственных производителей, исчезла; она сменяется противоположной тенденцией, как мотивом и целью производства. При этом следует отметить, что между тенденцией и реализацией существует различие, которое порой может даже превратиться в антитезу как в случае капиталистического, так и в случае социалистического хозяйства. Как и с какой скоростью реализуются эти основные тенденции зависит от конкретных условий.

4. Путем экспроприации капиталисты уничтожаются как класс. Через коллективное присвоение рабочими земли и средств производства исчезает как класс и пролетариат. И то и другое вместе уничтожает разделение общества на две части: непроизводящих владельцев средств производства и производителей, не владеющих средствами производства.

Мы подчеркиваем, что это лишь «основы социалистического общества» или «начала социализма». Это структурные, экономические особенности социализации. С другой стороны, приходится признать отсутствие в советском обществе соответствующих политических условий. Даже после осуществления и укрепления социалистических основ власть не принадлежала трудящимся: не было свободной самоорганизации последних вне правящей партии, никакой внутрипартийной и социалистической демократии. Таким образом, можно констатировать, что экономическая социализация не сопровождалась политической социализацией.

Август Тальгеймер проанализировал это противоречие в другой важной брошюре: «О революции искусства и искусстве революции», в которой он сосредоточил анализ на факторах, угрожавших социализму на тот момент. Речь шла не только о «материальных проблемах» советского государства, но и о проблематизации политических решений, которые были правильными в данных обстоятельствах, в момент их принятия, но в то же время могли иметь негативные последствия для будущего. Тем не менее, проблемы остаются, и их необходимо продолжать рассматривать и изучать для того, чтобы принимать правильные решения сегодня и в будущем.

Резюмируя, однако, мы можем констатировать, что Советский Союз был безусловно социалистическим с самого начала, поскольку даже «начало социализма» уже есть социализм. Это было сочетание общественной собственности, недостаточной технической и материальной базы и отставания политического сознания рабочего класса от социальных достижений. Знания об успехах и достижениях первого социалистического переходного общества остаются в исторической памяти человечества, как и опыт его пределов и поражений.