Мансур Хекмат. Историческое значение рабочего класса

Мы активисты рабочего движения. Это движение, и только это движение, является нашим ответом на текущую ситуацию. Мы боремся за экономическую и социальную альтернативу рабочего класса. Но такой выбор может сделать только тот, кто не меняет свои взгляды вслед за статистическими отчетами об удельном численном весе того или иного класса в обществе.

Рабочий коммунизм — это классовое движение, независимо от того, составляет ли рабочий класс 20% или 51% населения. Для нас это не имеет значения. Роль рабочих в производстве от этого не меняется. Экономические основы общества не меняются. Классовая альтернатива организации человечества не меняется. Рабочие вынуждены каждый день продавать свою рабочую силу, чтобы жить, и поэтому видят мир одинаково и предлагают одни и те же решения.

Коммунизм — это не экономическая и социальная идея или рецепт для достижения того, что Маркс якобы искал и нашел в рабочем классе среди других классов. Примерно так левые понимали отношения между классом и марксизмом. Неудивительно, что сегодня эти левые заявляют, что число рабочих сократилось и они больше не составляют большинства, а следовательно, необходимо найти нового исполнительного агента для достижения социалистического идеала.

Однако социализм — это не венец, который может носить любой слой или социальный класс. Это функция рабочих как четко определенного социального класса. Коммунизм — это движение рабочих за уничтожение капитализма, упразднение наемного труда, эксплуатации и классов. Маркс нигде не оправдывал коммунизм идеей о том, что рабочие составляют большинство. В его время пролетариат отнюдь не был большинством.

Те, кто указывают на тот факт, что рабочие якобы больше не являются той силой, которой они когда-то были, или что марксистская теория преувеличивает их социальную значимость, обращают свое внимание на что-то иное: угнетенные народы, студентов, крестьян и др. Но рабочий остается таким, какой он есть, в своей объективной ситуации, со своей борьбой против наемного труда и частной собственности, со своим решением для человечества, и не может бороться против нынешней системы без коммунизма.

Преподаватели университетов могут себе позволить сегодня быть коммунистами, а завтра — «зелеными», социал-демократами, националистами или даже мистиками. Рабочие — нет.

Для коммунизма легитимность рабочего класса и необходимость рабочей революции не могут быть выведены из концепции демократии и из того факта, что рабочие составляют большинство. Отправная точка — рабочий и его антагонизм с капиталом.

Нам также говорят, что мы должны участвовать в рабочем и коммунистическом движении, но с учётом изменений, произошедших в экономическом и социальном весе рабочих, что наша победа невозможна, если легитимность нашей революции будет поставлена под сомнение большинством общества.

Мой ответ состоит в том, что это всё риторика капитала против рабочих. Для победы рабочим не обязательно составлять большинство, поскольку механизм победы — это не референдум в солнечный день. Общество погружается в период кризисов и революций. Это становится основным содержанием капиталистического мира. А революционный период социальные группы сплачиваются вокруг решений и лозунгов основных классов общества: рабочих и капиталистов.

Капиталистический класс, к слову, точно так же пришел к власти, составляя меньшинство общества. Интересно, что те же самые люди, которые сегодня ставят под сомнение легитимность рабочей революции на основании численного веса классов, признают легитимность правления незначительного меньшинства — буржуазии.

Рабочий класс победит, потому что он является основой общественного производства, и освобождение рабочего класса создаст экономическую основу для нового общества, которое решит проблемы человечества.

Сила рабочего класса заключается в его положении в капиталистическом производстве и в том решении, которое он предлагает обществу в целом. Может наступить день, когда государственные и частные служащие составят большинство, как это было с крестьянами в определенные периоды истории. Но социальный конфликт, который решит судьбу этого предполагаемого большинства, — это конфликт между основным классами общественного производства и их соответствующими альтернативами.

К настоящему времени буржуазное общество обнаружило свой полный тупик и несовместимость со счастьем и ценностью человека. Рабочий коммунизм — выход из этого тупика.

Пришло время рабочим снова продемонстрировать свою силу на политической сцене, и на этот раз, на мой взгляд, в плавильном котле капитализма, в самом сердце тех стран, где рабочий класс, как утверждают, пришел в упадок.

Из статьи «Наши различия», 1989.