Большинство российских работников негативно относятся к публичному обсуждению трудовых конфликтов

Известно, что классовая борьба в России в целом находится на очень низком уровне. Нельзя сказать, что российские трудящиеся не борются совсем. Борются, конечно. Однако используемые ими методы борьбы, как правило, ограничиваются подачей жалоб в различной форме в различные государственные инстанции. Такие способы самозащиты своих трудовых прав, как забастовка, крайне редки и носят исключительно стихийный характер. Одна из причин этого — традиционное патерналистское сознание трудящихся, сложившееся ещё в советские времена, когда единственным работодателем выступало государство, одной из главных задач которого являлась защита интересов трудящихся. И в общем-то на низовом уровне, на уровне предприятий и учреждений, государство с такой задачей в целом справлялось. Сегодня, несмотря на то, что СССР не существует уже больше тридцати лет, патерналистский менталитет российских наемных работников никуда не исчез; они по-прежнему рассчитывают на помощь государственных инстанций, от трудовой инспекции или какого-нибудь депутата до президента страны, больше, чем на собственные силы. И предпочитают, как говорится, «не выносить сор из избы», решая вопросы с работодателем келейно, а не путем открытого и публичного классового противостояния.

Как показал опрос, проведенный исследовательским центром портала Superjob в конце августа — начале сентября этого года, большинство россиян (84%) негативно относятся к публичному обсуждению трудовых споров, причем каждый второй уверен, что подобное категорически недопустимо, а каждый третий, что скорее недопустимо. Лишь 16% респондентов сообщили, что в той или иной степени считают приемлемым «вынос сора из избы»: 7% абсолютно убеждены в этом, ещё 9% скорее поддерживают. Мужчины проявляют несколько большую склонность к публичности в разрешении конфликтов: 22% мужчин (12% «однозначно да» и 10% «скорее да») против 11% женщин (3% «однозначно да» и 8% «скорее да») считают это допустимым. Работники в возрасте до 35 лет проявляют более высокую склонность к публичному обсуждению рабочих конфликтов (18%), чем те, кто старше 35 лет (14%). Зарабатывающие больше 100 000 рублей в месяц занимают наиболее жесткую позицию против публичности (только 14% в той или иной степени за, 59% — категорически против). Респонденты с зарплатой 50-100 тысяч рублей чаще склонны допускать публичное обсуждение конфликтов (21%). Опрошенные со средним профессиональным образованием значительно чаще поддерживают идею публичности (23%), а доля категоричных противников среди них минимальна (39%). Напротив, среди работников с высшим образованием лишь 16% допускают вынесение споров в публичную плоскость, а каждый второй категорически против этого.

В общем-то результаты опроса не открыли ничего нового. Молодёжь, как всегда, более активна и легка на подъём, чем старшее поколение, а более высокооплачиваемая и образованная «рабочая аристократия» по-прежнему остается опорой буржуазии. Ну а российский рабочий класс в целом продолжает существовать, рассчитывая на милость своего классового врага.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *