Критика профсоюзов или критика рабочего класса?

Справедливо ли обвинять профессиональные союзы в реформизме, в стремлении к социальному партнёрству с буржуазией, в подмене борьбы за уничтожение капиталистической эксплуатации торгом за размер заработной платы, в интеграции в капиталистическую систему и тому подобном, словом во всём том, что в целом можно охарактеризовать как отсутствие революционности?

Прежде всего, необходимо заметить, что те, кто выступают с подобными претензиями к профсоюзам, критикуют не столько сами профсоюзы, сколько собственное идеалистическое о них представление. Профсоюз — не инструмент революционной борьбы, профсоюз — инструмент классовой борьбы, а какой характер примет эта классовая борьба: революционный или реформистский — зависит от различных факторов, но в первую очередь от желания самих рабочих подняться на революционную борьбу. Если такого желания нет, то никакой революционной пропагандой рабочих «на баррикады» не затащить, и рабочие будут выбирать реформистское руководство, поддерживая его тактику торга за зарплату и социального партнёрства. При прочих равных рабочие всегда будут предпочитать более безопасные формы борьбы радикальным, а компромисс — конфронтации, и только в исключительных случаях, когда исчерпаны все «мирные» способы решения проблем, они пойдут «на баррикады». И то не факт. Рабочие — не революционеры, они — рабочие.

Профсоюзное движение — это отражение текущего состояния рабочего класса, который никому не обязан быть ни революционным, ни реформистским. Он есть такой, какой есть. Если рабочие терпят реформистское, бюрократическое руководство профсоюза, в котором состоят, значит это руководство их устраивает, соответствует их нынешним классовым запросам.

Несомненно, что современное рабочее движение по факту полностью интегрировано в капиталистическую систему, но это не «заслуга» профсоюзов; в данном случае они просто отражают сам факт. В нереволюционные периоды все организации, созданные рабочим классом или от имени рабочего класса, интегрированы в существующую систему, и от этого никуда не денешься. Любая такая организация, если она не хочет превратиться в секту, оторвавшись от своего класса, от рабочей массы, неизбежно придёт к тому же, к чему пришли профсоюзы. Вообще говоря, до того момента, пока уничтожение капитализма не станет реальной возможностью, быть революционером остаётся привилегией теоретиков, в то время как оппортунизм — уделом практиков.

Резюмируя, можно отметить, что критиковать профсоюзы — это то же самое, что критиковать сам рабочий класс. Можно конечно, только толку от этого не будет никакого. Такая критика ничего не изменит. Изменится ситуация, изменится рабочий класс, изменятся и профсоюзы.